Юля Tannenbaum (tannenbaum) wrote,
Юля Tannenbaum
tannenbaum

Category:
Хотела запостить в social_world для Иванова-Петрова, но что-то нейдет, так что расскажу вам, вдруг тоже кому интересно :))

Студенты дневных отделений (которые на "полную занятость") в Швеции учатся так: 15% имеют доступ к преподавателю 0-2 часа в неделю, 20% - 3-5 часов в неделю, 25 - 6-8 часов в неделю, 14% - 9-11 часов, 9% - 12-14 часов и 17% - 15 и больше. Видимо, кто имеет три пары в день пять дней - лучше не спрашивать, а то вдруг никто. При этом преподаватели - это часто PhD-студенты, не подумайте, что доценты с кандидатами. Хуже всего дело обстоит в гуманитарных науках, социологии, экономике, праве и т.п. Лучше в физике-инженерии, еще лучше у врачей. Данные со ссылкой на вполне солидную организацию, типа объединения наибольших профсоюзов. Их скурпулезную точность подвергают сомнению те, кто отвечает за работу вузов - дескать, это ответы всего 2% студентов - но даже они согласны, что общая картина примерно такова, плюс-минус детали.

Эта картину в качестве небольшого персонального штриха могу дополнить описанием одной барышни, с которой я на днях познакомилась на вечеринке. Она учится в Линчепингском (не лучшем, но неплохом из шведских) университете на психолога (а психолог тут не просто поговорить, для этого есть отдельная специальность, а именно для людей с заметными проблемами вроде суицидальных идей или личностных расстройств, в общем серьезное образование считается). Учатся они так: вот, допустим, проходят они, ну я не знаю, историю средних веков (для примера). На первом занятии они (студенты) собираются и два часа обсуждают, что им хотелось бы знать из истории средних веков, что там вообще интересного было, что кто помнит. Ну вот ведьмы, пираты, инквизиция, красная и белая розы, Леонардо да Винчи - или это уже потом? Преподаватель пристутствует, но не ведет занятие, а как бы выполняет роль радушной хозяйки - следит, чтобы каждый мог высказаться и все хватило кофе с печенькой. Вот через два часа решают, что пираты - это детство, Леонардо да Винчи кажется все-таки позже, а ведьмы, столетняя война и крестовые походы - это да. Распределяют темы, кто по чему будет доклад делать. Расходятся. Потом собираются раз в неделю, слушают друг друга и дискутируют. Это уже без преподавателя, ясное дело. Ну, того можно еще пару раз встретить в лучшем случае, причем обычно это лекция. И в конце подведение итогов и зачет. Нннну, какие-то требования есть, конечно - вроде "с какими примерно темами нужно быть ознакомленым", но в общем и целом зачеты сдают примерно все, кроме полных сачков. На вопрос, как ей самой это нравится, она задумчиво говорит что-то вроде "спасибо, конечно, партии родной за наше счастливое детство" (это как-то красиво все называется, вроде обучения, базирующегося на самоопределении, как-то так), но, говорит, "как-то не хватает все-таки понимания, в достаточном ли количестве и достаточной ли глубины книги я читала, не говоря о том, что я и как из них усвоила". Да, надо ли говорить, что никакую историю они вообще не учат, это так люди обучаются по своей родной специальности.

Это все к вопросу вечных битв при сравнении их бакалавров с нашенскими специалистами, их колледжа с нашим ПТУ и т.п. И не к тому, что у нас лучше, ни-ни, особенно если Кембридж сравнить с Урюпинским сантехническим. А просто - счастливые наши студенты, что они _таких_ людей могут встречать лично, много раз в неделю, и поговорить тоже, и преподаватели даже, не поверите, ломают голову, как студента... мотивировать!

Короче говоря, я знала, что в Швеции не образование, а детский сад, но не думала, что настолько, вплоть до университетского уровня. А ведь если рейтинги посмотреть, Швеция не так плохо там смотрится - ну, допустим, похуже Германии с Францией, но получше Австрии или Италии. Нда.
Subscribe

  • (no subject)

    Реал догнал. Хочу поговорить, но никогда не успеваю. С одной стороны дети растут, с другой дети родятся, ну и всякое еще. Ощущение, что дедлайны…

  • (no subject)

    Одна из тех вещей, что отличают встречи и события онлайн от настоящих - это что появляется доступ к лучшему, но сам доступ худшего качества. Это и…

  • (no subject)

    А вот младший мой ребенок сообщил, что когда он невеселый, то лучше думает. По-моему, крутой уровень рефлексии для неполных четырех лет.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments

  • (no subject)

    Реал догнал. Хочу поговорить, но никогда не успеваю. С одной стороны дети растут, с другой дети родятся, ну и всякое еще. Ощущение, что дедлайны…

  • (no subject)

    Одна из тех вещей, что отличают встречи и события онлайн от настоящих - это что появляется доступ к лучшему, но сам доступ худшего качества. Это и…

  • (no subject)

    А вот младший мой ребенок сообщил, что когда он невеселый, то лучше думает. По-моему, крутой уровень рефлексии для неполных четырех лет.